Экспедиция 7

Даты:09-13.06.2005
Состав участников:Ахманов Г.Г., Бакланов А.В., Василевский А.Ф., Галузинский В.Н., Денисов К.А., Кузнецов Е.Ю., Умаров А.М., Чёрный М.В.
Способ(ы) передвижения:электропоезд, велосипед, пешком (~30 км), автотранспорт (Газель, автобус)
Карта: День 1 (180 кБ) || День 2 (299 кБ) || День 3,4 (227 кБ)
Фотоматериалы: здесь

Вершина-LXIX

Координаты:

57°17'13.2" с.ш., 33°56'59.3" в.д.

Высота:

346.5 м

Местоположение:

Тверская обл., Фировский р-н, 3 км от дер.Починок

Орографическая провинция:

Валдайская возвышенность

Происхождение:

ледниковое

Подробный проезд:

на трассе Москва-СПб сразу за Вышним Волочком левый поворот на Фирово, в пос.Великооктябрьский - левый поворот на Старое, из Старого - грейдер на Белянино и далее на Починок

Время:

11:30, 11.06.2005

Лирика:

Идея выехать в Тверскую область на велосипедах принадлежала мне и родилась после того, как Маратыч приобрел сие средство передвижения. Правда для полного воплощения пришлось дарить велосипед Баклаше, но мальчик на это не возражал и постепенно к концу весны состав экспедиции принял вполне определённые очертания. Из отцов-основателей безлошадным оставался Василич, наотрез отказавшийся садиться в седло (причины до сих пор не выяснены), но организаторский гений определил его в водители Газели, который будет двигаться условно-параллельно и перевозить материальные ценности (палатки, спальники, пиво и пр.); Газель была реквизирована с Умаровской работы безвозмездно. Участие Газели позволило присоединиться к нам ещё некоторым безлошадным благородным донам. Таким образом к длинным июньским выходным мы подошли имея: шестерых человек (Баклаша, Кузя, Маратыч, Слива, Сливин друг Константин и я) на шести велосипедах, двоих человек (вызвались Василич и Гришаня) на Газели, дополнительный выходной и проложенный по карте маршрут, который предварительно изменялся раза четыре в зависимости от того, куда мы определяли новгородскую вершину.

И был вечер, и было утро - День Ноль

На работу я приехал на велосипеде, оказалось по времени на 5 минут дольше, чем на метро. В шесть вечера помахал коллегам ручкой, сел на железного мерина и покатил на вокзал, протискиваясь между пешеходами, автолюбителями и дерущимися бомжами. Электропоезд наш уходил в восемь, к половине восьмого подтянулись основные силы и, закупивши пива, мы отправились в Тверь. В Твери у нас было 40 минут для пересадки на последнюю бологовскую электричку и, пока мы ходили за билетами, Кузя объяснял стражам порядка зачем ему одному столько рюкзаков и велосипедов (правды ради, последних было всего два, ибо остальные были погружены в Газель). Менее чем за час мы домчались до Спирово, где нас уже ждал Василич. Лагерь (1) они основли в трёх километрах от, основные силы доехали туда не велосипедах, светя фонариками и распугивая припозднившихся обывателей. Около двух ночи, испив алкоголя и поужинав, личный состав экспедиции отошёл ко сну.

И был вечер, и было утро - День Один

Подъём прошёл гладко, к пол-десятому все уже были на ногах, горючее залито, необходимые гайки подкручены, менее необходимые тоже подкручены, но не до конца, лагерь не собран, один из "газельщиков" не разбужен. Стартовали в десять, оставив нелюбителей кручения педалей за собой. Быстро одолели расстояние до Выдропужска, пересекли Тверцу, проехали до Домославля по трассе, воспетой Радищевым и Кинчевым, помахали ручкой английским байкерам (в новостях сказали, что мацацыклисты ехали аж из Владивостока, жопы железные) и - повернули на более спокойную дорогу. Наш путь лежал во глубины Валдайской возвышенности и начали мы с её передовой морены - Цнинской гряды. Гряда не преминула проявиться - уже через километра четыре, аккурат перед деревней Гирино нам пришлось преодолеть первый (но, разумеется, не последний) и очень крутой (что характерно - оказавшийся по сравнению с последующими самым крутым) подъём. Изрядно запыхавшиеся мы карабкались вверх на минимальной передаче, а Костя Большой, он же Костя Маленький, кмс по гребле, пауэрлифтингу и прочим жутким спортам, севший на велосипед впервые с детства легко нас обгонял.

Забегая вперёд скажу, что обгоны подобные он совершал на каждом подъёме ещё полдня. Потому, что спортсмен. Тренируется пять раз в неделю. Чередует аэробные нагрузки с анаэробными. А через полдня он спросил, что это за такие рычажки с циферками на руле - ему никто не рассказал про переключение передач.

Кроме того, запомнилась встречная машина "Жигули", у которой из заднего левого окна торчала остриём наружу коса - эдакое развитие темы вавилонских боевых колесниц в Тверской глубинке. Так или иначе, мы доехали до Шитовичей, где асфальтовое шоссе уходило в ненужную нам сторону, а в сторону нужную шёл просёлок. Оказался оный вполне проходимым и через три километра мы выскочили на грейдер у дер. Тротниково, где пополнили запасы воды, причём после нашего пополнения деревенская колонка таинственным образом иссякла. Покосились на Баклашу, но он сказал, что он вообще бурят и не при делах. Далее грейдер вывел нас на шоссе Волочёк-Есеновичи; в сторону последних мы и поехали. Стояла отличная велосипедная погода - около 16 градусов, облачно, без дождя. Пообедали в пол-третьего у деревни Кожино. Вскоре были в Есеновичах. Покушав мороженого, покинули асфальт и двинулись прямиком к высшей точке Тверской области, до которой оставалось километров 15...

На доступных нам картах к западу от Есеновичей обозначена дорога. В километровом атласе она "автомобильная без покрытия" на всём протяжениии, в атласе двухкилометровом есть участки "с покрытием", на простых топокартах на одном листе она "с покрытием" и шириной 8 метров, на другом почему-то просёлочная. Плюс ко всему идёт она из ниоткуда в никуда, не встречая на своём пути ни одного поселения. Почему-то мы решили, что стоят там военные части, а раз так, то и дорога должна быть мощная, скорее всего бетонная. Так мы её и называли впоследствии - "восьмиметровая бетонка"

В общем, прошли мы эти 15 километров почти за четыре часа, ибо "восьмиметровая бетонка" оказалась сперва разбитым лесовозным просёлком, потом заросшим лесовозным просёлком, потом заваленным деревьями лесовозным просёлком... а от северо-западного угла оной дороги до деревни Репище - вернее, до того места, где когда-то данная деревня стояла - мы шли заболоченной старой просекой. Велосипеды большей частью вели рядом, иногда правда на ровных участках проезжали метров двести, а Алексей Викторович Бакланов даже умудрился при пересечении лужи выпасть в коварный водоём через руль - получилось живописно, заряд бодрого настроения был получен. Разумеется, покорение точки было отложено на следущий день, хотя обошли мы её с трёх сторон, а максимальное приближение было вообще около 800 метров. Наконец мы вышли на дорогу и неспешно поехали к Починку (ударение на второй слог), до которого оставалось всего километра два. Было уже за девять вечера, облака разошлись, закат полыхал, кузнечики стрекотали. В Починке нас уже ждали - начинавшие отчаиваться Василич и Гриша тем не менее приготовили ужин, пиво и палатки. Деревня заброшена, все дома стоят пустые и - естественно - разграбленные, посреди деревни обнаружился памятный знак в виде камня с надписью на эстонском языке... Наш лагерь (2) был разбит на чьём-то бывшем огороде, на самой окраине деревни. Перекусив и переглотнув, мы завалились спать. За день было преодолено 91 км, из них около пятнадцати шли пешком.

И был вечер, и было утро - День Два

Встали бодро и сразу побежали на ВТ. Идти оказалось довльно далеко и довольно неудобно - просёлок быстро выродился, лезли по вырубке, потом пришлось наугад брести лесом. Нашли, что удивительно, почти сразу - природное чутьё ли, способности ли мои меганавигаторские* - но вышли мы прямиком к кресту, ещё одному кресту, остаткам тригопункта и ящику с журналом посещений. Данная архитектурная композиция и знаменовала собой искомое место. Отметив точку жыпыэсом, мы попытались оставить запись в Книге Почётных Гостей, но не смогли - сгнившая тетрадка расплылась в руках. Ах!

По возврещению в лагерь состоялось перераспределение ролей - Слива жаловался на сведение мышц нижних конечностей и собирался ехать на Газели, Гришаня рвался опробовать двуколёсное средство, а АнверМаратыч ленился. Таким образом из Починка на велосипедах отправились я, Баклаша, Кузя, Гриша и Костик. Нам предстояло достичь озера Селигер, и к выполнению этой сложной задачи мы немедленно приступили. Карта - наш верный друг - опять солгала: от Починка до Старого через идёт вполне приличный грейдер через Белянино, хотя обозначена грунтовая, и не идёт практически ничего напрямую, хотя обозначена грунтовка же. Но это были ещё цветочечки. От Старого на Дерева обозначена грунтовая с улучшенным, на поверку оказавшейся совершенно непроезжей, тракторами убитой, подболоченной лесной дорогой. Поверка совершилась когда отступать было поздно и следущие четыре километра мы по голень в говнах тащили свои велосипеды по очередной "восьмиметровой бетонке". Нам повезло, что вскоре километры всё-таки закончились, и, помывшись в Деревах, мы выскочили на грейдер в Трестино. Ах да, во время помывки локальная бабуля сказала нам, что никакой дороги в Трестино, равно как и моста через Цну нет. Хорошо, что мимо проходила другая локальная тётушка и не дала нам разочароваться в жизни. Вот и верь после этого местному населению!

В Погорелом нас повстречала наша Газель, высадила выздоровевшего Сливу и укатила на следующее место встречи - в Жданово. Нам же предстояло добраться туда, не используя взрывную силу бензино-воздушной смеси. Перекусив, мы выехали на дорогу Жданово-Волочёк. На данном этапе она представляет собой весьма отменного качества грунтовку с улучшенным покрытием, отсыпана песком, ровна и крайне живописна - большей частью лежит в камовом рельефе, горки получаются недлинные, кругом берендеево царство с ёлками и мхом. В деревне Липовец закупились молоком да творогом. В семь были в Жданово, наметили место для стоянки на Селигере и тем же образом двинулись в Осцы. По асфальту катить удобно, но особого удовольствия не чуствуется - мимо пролетают железо-керосинные повозки, воняют вонью и вообще мешают.

Вечером, разбив палатку на живописном мысу Селижаровского плёса (3), мы любовались окружающей нас природой и пьяными отдыхающими, пили пиво, а Слива пытался хоть что-нибудь выловить в водах Селигера. Совсем вечером набежала туча и пролилась дождём, с молниями и шквалистым усилением ветра. После окончания непогоды наличный состав отошёл ко сну. За день было пройдено 87 километров, из них 4 пешком с велосипедом и где-то 5 - просто пешком.

И был вечер, и было утро - День Три

Погода не задалась - хмурило, крапало, ветрило. Но, скажу вам по секрету, мои маленькие любители бензиновых жестянок - такая погода для суриозной езды на велосипеде куда как лучше, чем солнце и жара. А всё потому, что активное шевеление ногами согревает само по себе и дополнительное излучение от светила нашего тут совершенно ни к чему. Так что сели мы на велосипеды и поехали себе. Состав опять поменялся - Слива с Костиком надули резиновую лодку и отчалили рыбачить, вконец обленившийся Маратыч заявил, что будет служить у них водителем, а на освободившемся велосипеде решил немного прокатиться Василевский, дабы узнать, по его словам, что в этом такого завлекательного. Планировалось, что прокатится он километров десять, а потом поменяется местами с к тому времени будучи нас догнавшим (о, господи, оказывается в русском языке у страдательного причастия нет будущего времени! Куда писать? Кому жаловаться?) Маратычем. Встреча была назначена на автовокзале города Осташкова. Ибо обратный отход планировался с отсылом велосипедов на Газели и велосипедистов на рейсовом автобусе Осташков-Москва, на который нам и предстояло купить билеты в кассах предварительной продажи. Ибо мы предусмотрительные.

По дороге на Осташков начался дождь, вернее - ливень. Лило около двух часов, за которые мы успели добраться до автостанции и обнаружить, что касса предварительной продажи открывается только в час дня. Позвонили газельщикам, но те не отвечали. Пришлось сидеть в здании автовокзала и пить коньяк, дабы не замёрзнуть. Дождь тем временем закончился, кассирша неспешно проследовала на рабочее место (на кассе написано - "часы работы 13:00-16:00, технический перерыв 13:00-13:15") и ещё неожиданно отзвонились газельщики. Оказывается, Слива с Костиком (каждый за центнер весом) таки опрокинулись с маленькой лодочки прямо в Селигер и теперь судорожно сушились водкой и выезжать вдогонку явно не планировали. Настроившегося на смену средства передвижения Василича данное известие очень расстроило и, уточнив маршрут, он стартовал впереди основной группы - ибо средняя его скорость заметно уступала нашей. Очевидно из-за расстройства он не стал объезжать лужу на привокзальной площади и живописно - через руль - ковырнулся в скрытую лужей яму. Это было второе и последнее падение в нашем походе, больше поломок и аварий не было. Мы же, законопослушно дождавшись 13:15, закупились билетами и двинулись далее.

Василича мы догнали и перегнали уже через 10 километров. Вскоре миновали пирамиду Голода - селигерская конструкция пользуется не меньшей, чем подмосковная, популярностью; количество водозаряжающих и прочих мракобесов не уменьшается, народная тропа не зарастает, предприимчивые аборигены развернули небольшой рынок с угрями и шарфами. Мы же, не тратя время на кашпировщину, бодро катили дальше. Ещё километров через семь мне пришла в голову идея, что отставшему Василевскому тяжко и тошно без нас, да и запасы питьевой воды сконцентрированы были у нас. "Ну что же вы?" - причитал я, хватая за пуговицы Кузю и Бакланова - "Как же так? Бедный Алексей, едет один, без дружеской поддержки, без воды, надо дождаться его, приободрить, дать напиться! Давайте же подождём его!" Убедил. Стояли минут двадцать, курили, подкачали шины... Наконец вдалеке показался бедный Алексей. Натужно крутя педали, он поравнялся с верными друзьями, не останавливаясь бросил "Пошли на <censored>" и поехал далее, как выяснилось позже, проклиная нас, перевернувшихся рыбаков, изобретателей велосипеда и мироздание вообще. Верные друзья постояли с застывшими улыбками, понуро оседлали велосипеды и покатили дальше. Алексея на всякий случай обгоняли по встречной обочине - мало ли.

Наконец, на 35-м километре от Осташкова нас догнала ведомая Маратычем Газель. Рядом с водителем находились в весьма приподнятом настроении Слива и Костик (ещё бы, по 0.5 водки на нос!). Нас чуть-чуть обогнали и когда мы подъехали к остановившейся машине, уже был накрыт закусочный стол - хлеб, копчёный угорь (не понравился), копчёная щука (понравилась), сыр, колбаса, соки-воды. Отобедав, пересадили бедного Алексея в авто, а Маратыча - в седло. Газель рванула на Стерж, мы же, по прежнему не спеша, двинулись туда же. Выглянуло солнце, всё было замечательно. В Свапуще повернули на грунтовку в сторону Волговерховья и в начале восьмого уже были на Вселуге, где у села Новинки нас уже ждал лагерь (4). Костик плавал на лодке по озеру, остальные вяло пили пиво и обсуждали планы на завтра - как успеть покорить ВТ Новгородской области и при этом успеть к 15:30 в Осташков к автобусу. Упаковали в Газель велосипеды, наметили ранний - на шесть утра - подъём и упали в руки Морфея. За день был пройдено 71 км.

И был вечер, и было утро - День Четыре

Встали рано, бодро запрыгнули в авто, доехали до Вороново. Оттуда нам предстояло идти некоторое количество километров до Вершины-53 (5). Заброшенная лесная дорога отходит влево от волговерховьевского тракта в самом начале Воронова, у частной фермы. Обитатели фермы очень удивились, что мы идём туда, куда никто не ходит, но дорогу указали. Шесть километров по лесной дороге - и мы вышли на поля, окружавшие некогда деревню Люшино. На данный момент деревня отсутствует, но поля ещё до конца не заросли. Кроме того, в силу близости высшей точки, данная местность весьма холмиста, что и сослужило нам злую службу - не имея хорошего обзора мы (как выяснилось позже) ошибочно стали искать дорогу в интересующем нас направлении совсем не там, где она есть (или по крайней мере - была). На это у нас ушёл час. Ещё час ушёл на весьма своеобразный зигзаг по окрестным перелескам, после которого глаза и внутренний компас отдельных участников экспедиции отказывались верить показаниям и GPSа, и магнитного компаса. Поняв, что в данных условиях щемиться ещё пять километров по лесу в одну сторону без точных привязок и неизвестно, по дороге ли, нам будет весьма затруднительно, мы повернули назад, оставив покорение новгородской вершины на потом, ориентировочно - на позднюю осень сего года. Да и время поджимало - автобус в Осташкове не стал бы ждать отважных покорителей. Посему в пол-первого мы уже вышли обратно к машине, ещё час потратили на посещения истока великой русской реки Волги, с часовней непосредственно над истоком, церковью неподалёку и небольшим сельмагом здесь же...

- Миша, <censored>, тут святой источник, люди воду набирают, а ты какого <censored> здесь ноги моешь??? - Святой, говоришь, источник? Вот здорово, может грибок вылечу...

В три дня мы уже прибыли в Осташков, бодро выпили и закусили в близлежащем кабаке, погрузились на второй этаж комфортабельного автобуса и отбыли в Москву, помахав на прощанье Грише, Василичу и Маратычу, которые ехали обратно на Газели. Вечером того же дня, усталые, но довольные, отважные путешественники вернулись в столицу. За день было пройдено 14 км пешком.

Всего за поход на велосипедах и с велосипедами было пройдено 248 километров (показания бортовых компьютеров). Высшая точка Тверской области покорилась, высшая точка Новгородской осталась непокорённой по форс-мажорным (нехватка времени) обстоятельствам. Обретён опыт велосипедных походов. От начала до конца на велосипедах прошли трое - я, Кузя и Бакланов. Все довольны, только Гришаня и Василич натёрли себе ягодицы - сказалось отсутствие тренировок на прочность.

* - данный вид поэтического параллелизма называется хиазм

Что рядом:

Озеро Селигер, исток Волги, древние города Вышний Волочёк, Осташков, Торжок.

Связаться Благодарности Карта сайта ©www.RussianTops.ru, 2005-2008
Изменен: Friday, 09-Nov-2007 14:33:53 UTC